ИНГМАР
БЕРГМАН (Bergman
Ingmar). Шведский режиссер, сценарист. Родился
14 июля 1918 г. в Уппсале в семье лютеранского
пастора, где получил жесткое религиозное
воспитание. Суровый детский опыт стал
впоследствии материалом для целого ряда
его поздних фильмов. В 1937 г. поступил па
факультет истории литературы и искусства
университета в Стокгольме. Будучи студентом,
дебютировал как драматург и театральный
режиссер. Возглавлял ряд крупнейших шведских
театров, где ставил пьесы Шекспира, Стриндберга,
Ибсена, Чехова и других. В 1943 г. дебютировал
в кино как сценарист фильма А. Шёберга
"'Травля". Затем написал еще несколько
сценариев, в том числе "Женщина без
лица" (1947) для Г Муландера. В 1945 г. поставил
как режиссер свой первый фильм "Кризис".
Затем снял "Дождь над нашей любовью"
(1946) и "Корабль в Индию" (1947), которые
продолжили его постоянную тему этого
периода - молодой человек отчаянно борется
с жестоким, не оставляющим надежды миром
взрослых. В "Портовом городе" (1948)
ощущается влияние итальянского неореализма,
а также эстетики документального кино,
которые практически не встречаются в
его последующих картинах. В "Жажде"
(1949) он обращается к исследованию духовного
мира женщины, ее неизбывного одиночества.
Эта тема стала одной из основных в его
творчестве. Она затрагивается в фильмах
"Летняя игра" (1950), "Лето с Моникой"
(1952), "У истоков жизни" (1957, пр. МКФ
в Каннах). В фильмах "Женщины ждут"
(1952) и "Улыбках летней ночи" (1955) эта
тема рассматривается в комедийном ключе.
Вследствие
этого актрисы в бергмановских
картинах приобретают первостепенное
значение. В некотором смысле различные
периоды его творчества определяются
его сотрудничеством с актрисами, постоянно
снимавшимися в его фильмах: Май-Брит Нильсон,
Эвой Дальбек, Харриет Андерсон, Биби Андерсон,
Ингрид Тулин, Лив Ульман. В то же время
значительная роль отводится и актерам
- Гуннару Бьёрнстранду, который работал
с Бергманом с 1946 по 1983 г. и снялся у него
в девятнадцати фильмах, Максу фон Сюдову,
создавшему целую галерею незаурядных,
мучающихся сомнениями, вступающих в конфликт
с реальностью персонажей, многие из которых
стали воплощением второго "я" самого
Бергмана, выразителями его собственных
духовных поисков и комплексов, и Эрланду
Юсефсону, который в мире фильмов Бергмана
воплощал тщеславных и самодовольных
буржуа, интеллектуальных циников, холодных
и ироничных, неспособных понять других.
В "Вечере
шутов" (1953) жизнь цирковых артистов
рассматривается как метафора взаимоотношений
художника и общества. Этот же мотив звучит
и в "Лице" (1958, пр. МКФ в Венеции), главный
герой которого - фокусник. Всемирный
успех принес Б. фильм "Седьмая печать"
(1957, пр. МКФ в Каннах), в котором современная
философия отчаяния в аллегорической
форме передается посредством ужасов
средневековья. Странствующий рыцарь
возвращается из крестовых походов в Швецию,
опустошенную свирепствующей там чумой,
и впервые начинает задаваться вопросами
о добре и зле, об истинных и иллюзорных
жизненных ценностях. "Земляничная
поляна" (1957) - глубокое исследование
изолированности человека в современном
мире. Старый профессор, мысленно обращающийся
к своему прошлому, производит безжалостную
переоценку ценностей. В "Девичьем источнике"
(1959, "Оскар") Бергман возвращается
к периоду средневековья, чтобы рассказать
историю жестокого преступления и садистского
возмездия.
В 60-е
гг. в творчестве режиссера с особой
силой звучат мотивы любви - ненависти
близких людей, ноты одиночества, незащищенности
человека, неспособного выжить в абсурдном
мире, лишенном смысла, веры и любви. Это
объединяет в трилогию его фильмы начала
60-х. "Как в зеркале" (1961) - семейная
драма, стриндберговская в своем анализе
взаимного разрушения. Герой ленты - преуспевающий
и эгоистичный писатель, наблюдающий за
своей дочерью, у которой развивается
тяжелая психическая болезнь, чтобы использовать
эти наблюдения в своем творчестве. В "Причастии"
(1962) в центре внимания режиссера образ
сомневающегося, утратившего веру священника.
Духовный пастырь, призванный направлять
своих прихожан, он не способен даже для
самого себя найти точку опоры и ориентиры
в современном мире. Безнадежный поиск
божественной любви приводит к полной
утрате человеческих контактов. "Молчание"
(1963, "Оскар") - безжалостное исследование
доходящих до патологии отношений двух
сестер. Разобщенность достигает здесь
своего пика: умирающая женщина и ее сестра,
терзаемые болезненными желаниями, оказываются
в чужой стране в полной изоляции без языка
и каких-либо средств коммуникации.
Обостренный
интерес к психологии и сексуальным устремлениям
женщины приводит Б. после "Молчания"
от рассмотрения отношений между мужчиной
и женщиной к анализу отношений между
женщинами. Правда, этот мотив появился
уже в фильмах "Женщины ждут" и "У
истоков жизни". В "Персоне" (1966)
Б. Андерсон в дуэте с Л. Ульман создают
сложную психологическую картину взаимоотношений
двух женщин: медсестры, которая постоянно
говорит, и пациентки, которая молчит на
протяжении всего фильма. Актрисы тонко
передают сложные переливы душевных состояний
и резкие перепады в отношениях между
героинями, которые постепенно как бы
сливаются и переходят одна в другую, меняясь
сознанием и личностью, при этом обнажая
потаенные желания и глубокие закоулки
сознания. Еще одним беспощадным анализом
отношений между несколькими женщинами:
в гнетущей атмосфере дома, где умирает
одна из трех сестер и где царят взаимонепонимание
и полная отчужденность, становится картина
"Шепоты и крик" (1972). Садо-эротические
моменты, присутствовавшие и в прежних
фильмах режиссера, здесь набирают полную
силу. "Осенняя соната" (1978) - также
исследование непростых отношений встретившихся
после долгой разлуки матери и дочери,
которая предъявляет ей счет своих обид.
"Час
волка" и "Страсть" -
исследование конфликтных взаимоотношений
художника и общества. "Стыд" - о
людях, неожиданно для себя оказавшихся
в эпицентре войны, говорит об ответственности
личности в условиях тоталитарного государства,
в нем еще сильнее звучит бергмановский
пессимизм по поводу человеческих отношений.
В
"Змеином яйце" (1978), действие которого
происходит и Германии 20-х гг., показано
вызревание фашизма. "Фанни и Александр"
(1983, "Оскар") рассказывает историю
большой семьи в начале века, где образ
главного героя - мальчика Александра
- во многом автобиографичен.
Всего
с 1945 по 1985 г. режиссер снял более 40 художественных
фильмов. Для большей части своих картин
он сам писал сценарии. Оставив кинорежиссуру
в середине 80-х, он посвятил себя работе
в театре и кинодраматургии. Кроме того,
он снял несколько телевизионных фильмов.
Один из них, "В присутствии клоуна"
(1997), показанный в Каннах в программе "Особый
взгляд", в специфическом ракурсе рассматривает
тему взаимоотношений кино и театра. Бергман
провозглашает незыблемость театра, несмотря
на, казалось бы, губительное для него
наступление кинематографа.
Особого
внимания заслуживают фильмы но сценариям
Бергмана. В 1991 г. его сын Даниэль поставил
картину "Воскресные дети" (пр. МКФ
в Монреале). Сюжет был взят из автобиографической
книги режиссера "Латерна магика".
Фильм, действие которого происходит в
1926 г., рисует картину непростых отношений
Ингмара со своим отцом, человеком тяжелым
и тираничным, которому Б. так и не простил
травм, нанесенных ему в детстве. В 1992 г.
по сценарию Бергмана датский режиссер
Билле Аугуст поставил ленту "Благие
намерения" ("Золотая пальмовая ветвь"
МКФ в Каннах). Фильм, существующий в четырехсерийном
телевизионном и трехчасовом киноварианте,
хронологически предшествует событиям
"Воскресных детей" и охватывает
девять лет из жизни родителей Бергмана
- с 1909 г., когда они познакомились, по
1918 г., когда у них родился сын Ингмар. В
1996 г. Лив Ульман сняла по сценарию режиссера
"Исповедальные беседы" - продолжение
истории родителей Бергмана с участием
тех же актеров, что и в "Благих намерениях".
В 2000 г. Ульман снова обратилась к сценарию
Бергмана "Неверная" о любовном треугольнике
в наши дни.
Хотя
в начале 60-х молодые критики и
режиссеры под предводительством Бу Видерберга
обрушились на Бергмана с нападками, обвиняя
его в концентрации на частной, внутренней
жизни человека и в сознательном уходе
от социальных проблем, первенство Ингмара
Бергмана в шведском кино оставалось неоспоримым
на протяжении сорока лет.
О. Рязанова
Фильмография:
"Кризис"' (Kris). 1945; "Дождь над нашей
любовью" (Del regnar pa var karlek), 1946; "Корабль
в Индию" (Skepp til Indialand), 1947; "Музыка
в темноте" (Musik i morker), "Портовый город"
(Hamnstad), оба - 1948; "Тюрьма" (Fangelse), "Жажда"
(Torst), оба - 1949; "К радости" (Till gladje),
"Летняя игра" (Sommarlek), оба - 1950; "Женщины
ждут" (Kvinnors vantan). "Лето с Моникой"
(Sommaren med Monika), оба - 1952; "Вечер шутов"
(Gycklarnas afton), 1953; "Урок любви" (En lektion
i karlek), 1954; "Женские грёзы" (Kvinnodrom),
"Улыбки летней ночи" (Sommrnattens leende),
оба- 1955; "Седьмая печать" (Det sjunde
inseglet), 1956; "Земляничная поляна" (Smultronstallet),
1957; "У истоков жизни" (Nara livet), "Лицо"
(Ansiktet), оба - 1958; "Девичий источник"
(Jungfrukallan), 1959; "Око дьявола" (Djavulens
oga), 1960; "Как в зеркале" (Sasom i en spegel),
1961; "Причастие" (Nattvardsgasterna), 1962; "Молчание"
(Tystnaden), 1963; "Не говоря уже обо всех этих
женщинах" (For att inte tala om alla dessa kvinnor), 1964;
"Персона" (Persona), 1966; "Даниэль"
(Daniel), 1967; "Час волка" (Vargtimmen), "Стыд"
(Skammen),оба - 1968; "Ритуал" (Riten, тв), "Страсть"
(En passion), оба - 1969; "Документ Форё-69"
(Farodokument-69), 1970; "Прикосновение" (Beroringen),
1971; "Шепоты и крик" (Viskningar och гор),
1972; "Сцены из супружеской жизни"
(Scener ur ett aktenskap, тв), 1973; "Волшебная флейта"
(Trlolflojten), 1974; "Балет" (Il ballo), 1975: "Лицом
к лицу" (Ansikte mot ansikte, тв), 1976; "Змеиное
яйцо" (Das Schlangenei, ФРГ-США), "Осенняя
соната" (Hostsonaten, ФРГ- Норвегия), оба
- 1978; "Документ Форё-79" (Farodokument-79),
1979; "Из жизни марионеток" (Aus dem Leben
der Marionetten), 1980; "Фанни и Александр"
(Fanny och Alexander), 1983: "После репетиции"
(Efter repetitionen), 1984; "Лицо Карин" (Karins
ansikte), "Документ о "Фанни и Александре"
(Dokument Fanny och Alexander), оба - 1985.
Библиография:
Бергман И. Статьи, рецензии, сценарии,
интервью. М., 1969; Бергман о Бергмане. М.,
1985: Ингмар Бергман: приношение к 70-лeтию.
М., 1988; Долгов К.К., Долгов К.М. Ф. Феллини,
И. Бергман: Фильмы. Философия творчества.
М., 1995; Cowie P. Ingmar Bergman, 1962; Wood R. Ingmar Bergman. N.Y.,
1970.
|