katalog-rejisserov.gif

Де Сика Витторио

  ВИТТОРИО ДЕ СИКА (De Sica Vittorio). Итальянский актер, режиссер. Родился 7 июля 1901 г. в местечке Сора, умер 13 ноября 1974 г. в Париже. По окончании школы Витторио, выходец из семьи мелкого банковского служащего, поступил в Высший коммерческий институт, чтобы, как и отец, стать бухгалтером. Профессия эта была уважаемой, но не слишком доходной, поэтому когда Витторио Де Сика представился случай подзаработать "актером на выходах", он согласился. Первый же опыт в театре русской драматической актрисы Татьяны Павловой в спектакле "Любовные грезы" стал поворотным в жизни Де Сика. Так, в 1924 г. началась его профессиональная артистическая карьера. Буквально за три-четыре года Де Сика из талантливого провинциала, которому улыбнулась судьба, превращается в профессионала, любимца публики и главного "героя-любовника" итальянской сцены. Кинодебют Де Сики в фильме "Красота мира" относится к 1926 г., а с 1931 г. он снимается из картины в картину, создавая образ обаятельного, приветливого молодого человека, который, богат он или беден, располагает к себе мягкой улыбкой, чувствительным сердцем и сладкоголосым пением. Это была еще одна ипостась Де Сики: десятки пластинок с песнями из кинофильмов в его исполнении пользовались фантастической популярностью. Но несмотря на успех, актерское ремесло не дает ему полной самореализации, он мечтает о режиссуре и находит поддержку у своего друга Чезаре Дзаваттини, с которым познакомился в 1931 г. Сценарий к дебютному фильму "Дадим всем людям лошадь-качалку" они писали вместе, но фашистская цензура запретила к постановке печальную сказку о бедняках.

  Режиссерский  дебют В. Де Сики "Алые розы" состоялся в 1940 г., следом один за другим появились фильмы "Маддалена, ноль за поведение" (1940), "Тереза Венерди" (1941), "Гарибальдиец в монастыре" (1942) - все это были идиллические комедии ошибок с путаницей и милыми недоразумениями, в результате которых он и она соединялись узами любви вопреки всему. В этих подражательных картинах, снятых в общей кинематографической струе, критика уже тогда отмечала искренность, непосредственность, изящную поэтическую режиссуру, но этого все-таки было мало, чтобы увидеть в Де Сике провозвестника неореализма. В 1943 г. вышла картина "Дети смотрят на нас"(1942-1943), в которой впервые адюльтерная история была увидена детскими глазами. Одиночество маленького Прико, болезненно переживающего фальшь родительских взаимоотношений, оказалось противовесом трескуче-бравурной фашистской идеологии, лгавшей во всем и в том, что семья - устойчивая и здоровая ячейка общества. Этот пятый по счету фильм Де Сики положил начало творческому сотрудничеству Де Сика - Дзаваттини и открыл новый, гражданственный этап в творчестве режиссера. А сам фильм вошел в историю итальянского кино как провозвестник неореализма.

В 1946 г. Де Сика поставил фильм о послевоенной детской беспризорности "Шуша", который принес режиссеру мировую известность. Это был первый по-настоящему неореалистический фильм режиссера, снятый в стилистике документа и рассказывающий о беспризорниках, о послевоенной нищете римлян и о их душенном благородстве, умении не роптать на жизнь и всегда приходить на помощь ближнему. Именно на неореалистическом направлении создал Де Сика лучшие свои фильмы, настоящие шедевры мирового киноискусства: "Похитители велосипедов" (1948, пр. "Оскар", шесть нац. пр.,"Серебряная лента" и многие др.) - подлинная трагедия безработицы, "Чудо в Милане" (1950, гл. пр. МКФ в Каннах и пр. ФИПРЕССИ) - сказка о бедности и достоинстве, "Умберто Д." (1951) - драма одинокой старости. В 40-50-е гг. Де Сика снялся более чем 150 фильмах, его герои чаще всего стареющие донжуаны или фатоватые плуты. В 1959 г. Роберто Росселлини пригласил его на главную роль в картину "Генерал Делла Ровере", где обычный герой Де Сики - немного мошенник, спекулянт и беспринципный пройдоха, становится героем Сопротивления. Фашисты решают, что проходимец Бертоне с легкостью сыграет роль внешне похожего на него героя Сопротивления генерала Делла Ровере и дискредитирует его в глазах народа предательством и сотрудничеством с ними. Но все идет не по плану: Бертоне в образе генерала начинает чувствовать себя народным героем и предпочитает умереть, чем обмануть соотечественников. Через год неожиданно для Де Сики Карло Понти предлагает ему экранизировать "Чочару" Альберто Моравиа с Софией Лорен в главной роли. Антифашистский фильм о молодой женщине на страшных дорогах войны. Вместе с 12-летней дочерью она спасается от фашистов, но война посылает ей испытания одно страшнее другого. Через год Де Сика продолжил тему фашизма, экранизировав "Затворников Альтоны" Ж.П. Сартра.

 В своем  творчестве Де Сика легко меняет жанры  - лирические сказки ("Крыша", 1956), сатирические памфлеты ("Высший суд",1961), комедии "по-итальянски" ("Вчера, сегодня, завтра", 1963, пр. "Оскар", 1964, и "Брак по-итальянски" по пьесе Эдуарде Де Филиппо "Филумена Мортурано",1964), антифашистские трагедии ("Подсолнухи", 1969, совм. с СССР, и "Сад Финци-Контини" по одноименному роману Дж. Бассани, 1970, гл. пр. М КФ в Зап. Берлине и пр. "Оскар"), социальные драмы ("Поездка к морю", 1973). Но в каком бы жанре он ни работал, Beрность правде человеческого бытия и глубокий интерес к личности оставались главными его приоритетами. А уж какими методами достигается эта правда - психологизмом, гротеском, достоверностью или условностью, ему было все равно, потому что он владел всем арсеналом кинематографического повествования. Это обстоятельство для многих критиков становилось поводом к рассуждениям о хаотичности режиссерского почерка Де Сики, об отсутствии в его постнеореалистических фильмах жанровой и стилистической выверенности. С подобной точкой зрения можно соглашаться, но при одном неизменном условии, если за хаос принимать органично присущую Витторио Де Сике полноту жизни но всем ее многообразии.

Л. Алова 

Фильмография: "Врата неба" (La porta del cielo), 1944-1945; "Вокзал Термини" (Stazione Termini), 1953; "Золото Неаполя" (L'oro di Napoli), 1954; "Анна из Бруклина" (Anna di Brooklin), 1958; "Бокаччо 70", новелла "Насилие" (Bocaccio 70, I'episodio La riffa), "Узники Альтоны"/ "Затворники Альтоны" (I sequestrati di Altona), оба - 1962; "Бум" (II boom), "Вчера, сегодня, завтра" (Ieri, oggi, domani), оба - 1963; "Брак по-итальянски" (Matrimonio all'italiana), 1964; "Новый мир" (Un mondo nuovo), 1965; "Охота за "Лисом" (Caccia alla volpe), 1966; "Колдуньи"/ "Ведьмы", новелла "Вечер, как другие" ( Le Streghe, I'episodio Una sera come le altre), "Семь раз женщина" (Woman Times Seven), оба- 1967; "Любовники" (Amanti), 1968; "Подсолнухи" (I girasoli), 1969; "Сад Финци Контини" (II giardino dei Finzi Contini), "Пары", новелла "Лев" (Le coppie, I'episodio Il Leone), оба - 1970; "Мы назовем eго Андреа" (Lo chiameremo Andrea), 1972; "Короткий отпуск" (Una breve vacanza), 1973; "Поездка" (Il viaggio), 1974.  

Библиография: Лидзани К. История итальянского кино. М., Искусство, 1956; Соловьева И. Кино Италии. М., Искусство, 1960; Богемский Г. Витторио Де Сика, М.. Искусство, 1963; Кино Италии: Неореализм. .VI., Искусство, 1989; Chiarini L. Il film nella battaglia delle idei. Bocca, Milano, 1954; Arislarco G. Romanzo e anti-romanzo. Il Saggiatore, Milano. 1961; Rondolino G. Storia del cinema. Utet, Torino, 1977; Faldini F, Fofi G.. Avventurosa storia del cinema italiano, Feltrinelli, Milano, 1979; Lizzani C. Il cinema italiano 1895-1979. Editori riuniti, Roma, 1979.