katalog-rejisserov.gif

Кустурица Эмир

    ЭМИР  КУСТУРИЦА (Kusturica Emir). Югославский кинорежиссер, актер, музыкант, организатор одного из первых рок-ансамблей в Югославии. Родился 21 ноября 1954г. в Сараеве (Босния и Герцеговина). В 1973-1977 гг. учится на режиссерском факультете пражской Киноакадемии (ФАМУ). Курсовая работа К. "Герника" (1978) удостаивается первой премии на фестивале студенческих фильмов в Карловых Варах. В 1979-1980 гг. снимает телевизионные фильмы: "Невесты приходят", запрещенный цензурой "по моральным соображениям", и отмеченный первой премией на фестивале в Портороже "Буфет "Титаник" по новелле И. Aндрича. Первый полнометражный фильм К. "ПомнишьВозможно, формат этой картинки не поддерживается браузером. ли Долли Белл", лирическая драма о проблемах боснийской молодежи 60-х гг. (1980, "Золотой лев св. Марка" за дебют и пр. ФИПРЕССИ на МКФ в Венеции, 1981) приносит ему неофициальный титул "режиссера XXI века". К. преподает режиссуру в сараевской киношколе, одновременно работая над фильмом "Отец в командировке", метафизической драмой об эпохе политических репрессий в Югославии, увиденной глазами впечатлительного ребенка (1984, "Золотая пальмовая ветвь" на МКФ в Каннах, 1985; номинация на "Оскара"; "Большая золотая арена" на КФ в Пуле, 1986). В 1985-1987 гг. К. безуспешно пытается реализовать несколько грандиозных проектов, среди которых "На Дрине мост" по роману И. Андрича, "Духоборы" о сектантах из Украины, эмигрировавших от преследований царских властей в Канаду, и "Преступление и наказание" по роману Ф. Достоевского. В 1987 г. снимает в Македонии фильм "Дом для повешения" (1988, пр. за режиссуру на МКФ в Каннах, 1989), грандиозную этнографическую фреску о средневековом образе жизни современных цыган на Балканах, о трагическом столкновении двух цивилизаций. В 1990 г. К. преподает кинорежиссуру в Колумбийском университете в США, в Америке же снимает фильм "Аризонская мечта" (1992, "Серебряный медведь" на МКФ в Берлине, 1993). Во время "балканской войны" 1992-1995 гг. эмигрирует из Боснии в Париж и Белград, где создает ленту "Подземелье" (1995), трагикомическую метафору югославской истории последнего полустолетия. Последняя работа К. "Черная кошка, белый кот" (1998), представляет собой своеобразное продолжение этнографических штудий цыганского быта в конце XX столетия, предпринятых в "Доме для повешения".

    М. Черненко

    Фильмография: "Герника" (Gernika), 1978; "Невесты приходят" (Ncvjeste dolaze, тв), 1979; "Буфет "Титаник" (Bife "Titanic", тв), "Помнишь ли Долли Белл" (Sjecas li Dolli Bell), оба - 1980; "Отец в командировке" (Otac na sluzbenom putu), 1984; "Дом для повешения" (Dom za vesanje), 1988; "Аризонcкая мечта" (Arizona Dream), 1992; "Подземелье" (Underground), 1995; "Черная кошка, белый кот", 1998.

    Библиография: Плахов А. Всего 33. Винница, 1999; Черненко М. Это какой Кустурица? С бас-гитарой? // Искусство кино. 1985, №5; Bouineau Jean-Marc. Le petit livre de Emir Kusturica. Paris, 1994.