Ричардсон Тони

    ТОНИ РИЧАРДСОН (Richardson Tony). Настоящее имя Сесил Антонио.

    Английский  режиссер кино и театра. Родился 5 июня 1928 г. в Шипли (Англия), умер в 1991 г. в Лос-Анджелесе. Окончив Оксфорд, где он был председателем Общества любителей драмы, Тони Ричардсон начал карьеру как театральный режиссер и продюсер для Би-Би-Си. Участвовал в движении "Свободное кино", утверждавшем стиль, названный им "поэтическим натурализмом", когда "доверие к действительности" сочетается с "поэтическим откликом па предмет изображения". Примером его стала короткометражка "Мамочка не позволяет" (1955), снятая Р. совместно с К. Рейшем и в лирической манере показывающая молодых людей, пришедших после работы в джаз-клуб. Одновременно работая в театре, Р. вместе с Дж. Девиной основал игравшую в помещении театра "Ройял Корт" труппу "Инглиш стейдж компани", кардинально оживившую театральную жизнь Лондона. Он был режиссером знаменитого спектакля по пьесе Д. Осборна "Оглянись во гневе" (1956), после которого словосочетание "сердитые молодые люди" прочно вошло в обиход в применении к тем бунтарски настроенным англичанам до тридцати лет, кто не хотел быть задвинут на свою социальную полку в соответствии с традиционными, отжившими свой век нормами. Образовав с Осборном компанию "ВудФол", Р. сделал фильмы по лучшим своим спектаклям: "Оглянись во гневе" (1958), "Комедиант" (1960), "Вкус меда" (1961).

    Все эти фильмы, выдержанные в духе провозглашенного Ричардсоном "поэтического натурализма", были отмечены значительными актерскими работами. Джимми Портера, не нашедшего своего места в жизни, университетского выпускника, вынужденного торговать на вещевом рынке и проклинающего "добрую старую Англию", олицетворением которой является для него жена Алисон и ее родители, сыграл Ричард Бертон, буквально излучавший с экрана свой бешеный темперамент, сдерживаемый холодной ненавистью. В "Комедианте" повторил свой сценический успех великий Лоуренс Оливье, чей утративший всякую непосредственность человеческого чувства конферансье из прогорающего мюзик-холла с помощью показного бодрячества прячет от самого себя понимание полного жизненного краха. Что же касается "Вкуса меда", то в этой банальной на вид, но полной поэзии и тайны истории вступления одинокого юного существа во взрослую жизнь выше всех похвал проявила себя молодая большеглазая дебютантка Рита Ташингем, сумевшая передать сосуществующие в душе ее героини горечь от первого соприкосновения с жизнью и сохранившееся, несмотря ни на что, доверие к ней. Венчает этот период "Одиночество бегуна на длинную дистанцию" (1962), история рабочего-подростка, попавшего в исправительную колонию и там в ходе соревнования по бегу из чувства протеста демонстративно уступающего победу спортсмену из частной школы.

    Экранизацией романа Г. Филдинга "Том Джонс" (1963) открывается новая полоса как в творчестве Р., так и во всем социально ангажированном британском кино. Дух демократического самоутверждения получает в нем форму гедонизма, что расширило зрительскую аудиторию и открыло источники американского финансирования английских фильмов (и сам фильм, и его режиссер получили голливудского "Оскара"). Герой Альберта Финни, молодой "естественный человек" XVIII века, повинуясь только своему сердечному чувству, торжествовал над всевозможными запретами и условностями, включая условности исторического костюмного фильма, обращаясь с экрана прямо в зал совершенно в духе брехтовского "эпического театра".

    Р. приглашают в США, где он экранизирует "Незабвенную" Ивлина Во (1965), ядовитую сатиру на американский образ жизни (в частности, на отношение американцев к смерти). Он снимает во Франции ("Мадемуазель", 1966), в Австралии (Нед Келли", 1970) и окончательно обосновывается в США. Однако успеха времен "поэтического натурализма" ему достичь не удается. Даже еще одно обращение к Филдингу ("Джозеф Эндрюс", 1977) выглядит всего лишь некоей фарсовой пародией на "Тома Джонса". Из американских работ Р. наиболее известны "Отель Нью-Гемпшир" (1984) и "Голубое небо" (1991), вышедшее в прокат после его смерти от СПИДа.

    А. Дорошевич

    Фильмография: "Оглянись во гневе" (Look Back in Anger), 1958; "Комедиант" (The Entertainer"), I960; "Святилище" (Sanctuary), "Вкус меда" (A Taste of Honey), оба - 1961; "Одиночество бегуна на длинную дистанцию" (The Loneliness of the Long Distance Runner), 1962; "Том Джонс" (Tom Jones), 1963; "Незабвенная" (The Loved One), 1965; "Мадемуазель" (Mademoiselle), 1966; "Моряк с Гибралтара" (The Sailor of Gibraltar), 1967; "Атака легкой кавалерии" (The Charge of the Light Brigade), 1968; "Смех во тьме" (Laughter in the Dark), 1969; "Нед Келли" (Ned Kelly), "Гамлет" (Hamlet), оба - 1970; "Неустойчивое равновесие" (A Delicate Balance), 1973; "Фаворит" (Dead Cert), 1974; "Джозеф Эндрюс" (Joseph Andrews), 1977; "Граница" (The Border). 1982; "Отель Нью-Гемпшир" (The Hotel New Hampshire), 1984: "Голубое небо" (Blue Sky), 1991.

    Библиография: Кино Великобритании. M., 1970; Durgnat R.T. Richardson//Films and Filming, Fev., 1966; Richardson T. Long Distance Runner. 1992.