Тати Жак

    ЖАК ТАТИ (Tati Jacques) Настоящая фамилия Татищев.

    Французский актер и режиссер. Родился 9 октября 1908 г. и местечке Le Pccq, умер 5 ноября 1982 г. Русский по отцу, сын ремесленника-багетника. Т., обученный отцом своему ремеслу, сызмальства видел мир сквозь рамку. Однако главным его увлечением стал спорт, регби, а затем - пантомима и пародия-подражательство. Придя в кино, Т. избрал свой оригинальный путь. Кажется, единственный мастер, с которым его сравнивают, часто и не без оснований, это Чаплин. Оба они пришли в кино из пантомимы и мюзик-холла, у обоих сохранилась прочная связь с выразительными средствами, свойственными этим видам искусства, но преобразованными в соответствии с законами оптики в кино. Если добавить к этому, что, подобно Чаплину, Т. стремится к авторской всеохватности творчества (он выступает в качестве режиссера, сценариста, актера и продюсера своих лент), сходство становится еще более полным. Начав творческий путь в мюзик-холле, Т. прославился своими "спортивными пантомимами", особый успех сопутствовал его герою-кентавру: Т. одновременно изображал и коня, и всадника. Впоследствии Т. дебютирует в кино короткометражными экранизациями собственных мюзик-холльных постановок. И уже в первых "комических" не скрывает, что юмористические ситуации, гэги, подножки и пощечины - всего лишь форма. Содержание же его лент глубже: Т. интересует человек в его соотношении с обществом - смешном и не очень. "Эстетика обыденного" - так определит стиль Т. французская критика, проводя параллели между творчеством режиссера и его соотечественника Рене Клера. В этой обыденности и действуют "обыденные" персонажи, смешные, наивные и трогательные: почтальон, спортсмен, просто обыватель. Т. рисует своих героев на грани реального и пародийного с легкой сатирой, но не теряя добродушия и ни на минуту не позволяя себе язвительности.

    Любопытно отношение Т. к звуку. Словам, диалогу в его лентах отведена чисто фоновая функция: в "Праздничном дне" любая реплика сопровождается смехом, но писалась она не для того, чтобы ее запомнили, - она и не запоминается; в "Каникулах господина Юло" диалог-скороговорка едва различим; в "Параде" и вовсе нет текста.

    Жак Тати снял совсем немного фильмов, практически  в каждом продюсером был сам -  не от хорошей жизни, просто кто еще дал бы денег под столь некоммерческие проекты. Зато в истории мирового кино Т. остался как один из самых бескомпромиссных режиссеров, сумевших понять и передать национальный дух и национальный характер, не будучи многословным, избегая интриги, да и сюжета в общепринятом смысле этого слова.

    О. Рейзен

    Фильмография: "Оскар, чемпион тенниса" (Oscar, champion dу tennis), 1932; "Требуется зверь" (On demande une brute). 1934; "Веселое воскресенье" (Gai dimanche), 1935; "Тренируй левую" (Soigne ton gauche!), 1936; "Возвращение к земле" (Retour la terre), 1938; "Школа почтальонов" (L'ecole des facteurs, пр. Макса Линдера, 1949), 1947; "Праздничный день"' (Jour de fete, Большой пр. фр. кино; пр. за лучший сц. МКФ в Венеции), 1949; "Каникулы господина Юло" (Les vacances de M. Hulot, пр. Л. Деллюка; пр. лучшему актеру года; пр. ФИПРЕССИ на МКФ в Каннах), 1953; "Мой дядя" (Моn oncle, спец. пр. МКФ в Каннах; "Оскар"), 1958; "Время развлечений" (Play time, up. МКФ в Москве, 1969), 1967; "Автодвижение" (Le trafic), 1970; "Парад" (La parade, гл. пр. за детский ф. МКФ в Москве). 1974. 

    Библиография: Тати Жак М, 1977; Лепроон П. Современные французские кинорежиссеры. М., I960; Cauliez A.J.Jacques Tati. P., 1968; Gilliatt P. Jacques Tati. L., 1976.