katalog-rejisserov.gif

Вайда Анджей

 АНДЖЕЙ  ВАЙДА (Wajda Andrzej). Польский режиссер и сценарист театра и кино. Родился 26 марта 1926 г. в Сувалках. Учился живописи в Краковской академии художеств. Окончил режиссерское отделение Государственной Высшей киношколы в Лодзи (1954). Во время учебы снял художественные киноэтюды "Когда ты спишь" и "Злой мальчик", а также документальный фильм "Илжецкая керамика". Автор сценария и художественный руководитель дипломного фильма студентов киношколы "Три рассказа" (1953). В 1954 г. работал вторым режиссером на съемках фильма "Пятеро с улицы Барской" (реж. А. Форд). Художественный руководитель творческого кинообъединения "Икс" (1972-1983). Известный театральный режиссер, в 1989-1991 гг. - художественный руководитель театра " Повшехны".

 Активный  общественный деятель: председатель Союза польских кинематографистов (1978-1982), председатель Польской федерации дискуссионных киноклубов (1978- 1981), в 1989 г. избран в Сенат Речи Посполитой. Лауреат множества международных призов, включая приз Французской киноакадемии "Сезар", приз европейского кино "Феликс", приз американской Киноакадемии "Оскар" (2000) за вклад в мировое киноискусство и др.

 Дебют в художественном кинематографе - фильм "Поколение" (1954) о трагической судьбе молодых подпольщиков, борющихся с фашистскими оккупантами, - принес режиссеру широкую известность, а следующие две картины "Канал" (1956; "Серебряная пальма" МКФ в Каннах, 1957, "Золотая медаль" Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве, 1957, пр. МКФ в Лондоне, 1957) и "Пепел и алмаз" (1958; пр. ФИПРЕССИ МКФ в Венеции, 1959, пр. МКФ в Ванкувере, 1980, "Серебряные лавры" МКФ в Западном Берлине, 1961, пр. МКФ в Праге. 1965), положившие начало "польской школе", завоевали международный успех.

 Фильм '"Канал" - драматическая эпопея борьбы участников Варшавского восстания, закончившейся в подземных коммуникациях города, и в то же время - лирическая повесть о любви во время трагических событий. Этот, казалось бы, исключительно "польский" фильм, плохо понимаемый иностранцами, за границей был принято большим энтузиазмом, чем в самой Польше. Лента "Пепел и алмаз" посвящена одному из трагических эпизодов войны, когда в канун окончания военных действий происходит встреча представителя новой коммунистической власти и бойца антикоммунистического подполья. Эти фильмы вызвали одну из самых острых дискуссий в послевоенной польской культуре.

 Военной тематике посвящены и картины "Летучая" (1959) - романтический и ностальгический рассказ о соперничестве польских уланов за право на прекрасную белую кобылу в сентябре 1939 г., о самоубийственной атаке польской кавалерии на немецкие танки; "Пейзаж после битвы" (1970, "Золотой глобус" МКФ в Милане, Гран-При МКФ в Коломбо, 1972) - рассказ о трагедии людей, переживших гитлеровские лагеря уничтожения; "Перстень с орлом в короне" (1992) и "Страстная неделя" (1995) - попытки пересмотра поэтики и идеологии фильма " Пепел и алмаз", снятого подцензурным гнетом Народной Польши.

  Одна  из интереснейших страниц творчества В. - лирико-эпические, камерные произведения: очаровательный сладко-горький "Березняк" (1970; пр. ФИПРЕССИ МКФ в Милане, "Золотая медаль" МКФ в Москве, 1971), светлая поэма "Барышни из Вилька" (1978) и снятое в пастельных тонах путешествие в страну детства - "Хроника любовных приключений" (1986), - все пронизанные ностальгией по давней, предвоенной Польше.

 Другая  сторона творчества В. - многоплановые  и острые политические ленты: "Без наркоза" (1978; пр. католического жюри МКФ в Каннах, 1979) - описание рядового бракоразводного процесса со сфабрикованным политическим подтекстом; "Дантон" (1982; пр. "Сезар" за лучшую кинорежиссуру 1982 г.) - трагедия одного из вождей Французской революции, ставшего ее жертвой, и, наконец, знаменитая антитоталитарная дилогия: "Человек из мрамора" (1976; пр. ФИПРЕССИ МКФ в Каннах, 1978; спец. пр. жюри МКФ в Картагене, 1980; гл. пр. МКФ в Белграде), переломный во многих отношениях, затронувший проблему фальсификации фактов в официальной версии истории, и снятая в публицистическом стиле картина " Человек из железа" (1981; "Золотая пальмовая ветвь" МКФ в Каннах; пр. британской кинокритики МКФ в Лондоне), отражающая атмосферу зарождения "Солидарности" во время забастовки на Гданьской верфи в 1980 г., ставшая почти документальным свидетельством того времени.

 Особняком в творчестве режиссера стоят экранизации литературных произведений: "Пилат и другие" (1971, по М. Булгакову), "Свадьба" (1972, по С. Выспяньскому; "Серебряная раковина" МКФ в Сан-Себастьяне, 1973), "Земля обетованная" (1974, по В. Реймонту; "Золотая медаль" МКФ в Москве, 1975; "Золотой Хьюго" МКФ в Чикаго, 1975), "Бесы"/ "Шатов и демоны" (1988, по "Бесам" Ф.Достоевского), "Пепел" (1965, по С. Жеромскому), "Сибирская леди Макбет" (1962, по Н. Лескову), "Пан Тадеуш" (1999. по А. Мицкевичу).

Т. Елисеева 

Фильмография: "Поколение" (Pokolenie), 1954; "Иду к солнцу" (Ide do slonca, док.), 1955; "Канал" (Kanal), 1956; "Пепел и алмаз" (Popiol i diament), 1958; "Летучая" (Lotna), 1959; "Невинные чародеи" (Niewinni czarodzieje, пр. МКФ в Эдинбурге, 1961 и Сиднее, 1962), 1961; "Самсон" (Samson), 1961; "Любовь двадцатилетних", польская новелла в международном фильме (Milosc dwudziestolatkow), 1962; "Сибирская леди Макбет" (Syberyjska ledi Makbet), 1962; "Пепел" (Popioly), 1965; "Врата рая" (Bramy raju, Великобритания-СФРЮ), 1967; "Слоеный пирог" (Przekladaniec, тв), 1968; "Все на продажу" (Wszystko na sprzedaz), 1968; "Охота на мух" (Polowanie na muchy), 1969; "Пейзаж после битвы" (Krajobraz po bitwie), 1970; "Березняк" (Brzezina), 1970; "Пилат и другие" (Pilat i inni), 1971; "Свадьба" (Wesele), 1972; "Земля обетованная" (Ziemia obiecana), 1974; "Теневая черта" (Smuga cienia), 1975; "Человек из мрамора" (Czlowiek z marmuru), 1976; "Барышни из Вилька" (Panny z Wilka), 1978; "Без наркоза" (Bez znieczulenia), 1978; "Дирижер" (Dyrygent, пр. ФИПРЕССИ МКФ в Сан-Себаcтьянe, 1980), 1979; "Уходят годы, уходят дни" (Z biegiem lat, z biegiem dni",TB-cepиал), 1980; "Человек из железа" (Czlowiek z zelaza), 1981; "Дантон" (Danton), 1982; "Любовь в Германии" (Milosc w Nicmczech, ФРГ-Франция), 1983; "Хроника любовных приключений" (Kronika wypadkow milosnych), 1986; "Бесы" (Biesy), 1988; "Корчак" (Korczak), 1990; "Перcтень с орлом в короне" (Picrscionek z orlem w koronie), 1992; "Настасья" (Nastazja), 1994; "Страстная неделя" (Wielki tydzicn), 1995; "Барышня Никто" (Panna Nikt), 1996; "Пан Тадеуш" (Pan Tadeusz), 1999. 

Библиография: Черненко М.М. Анджей Вайда, М., 1965; Hadelin Trinon. Andrzej Wajda. Paris, 1964; Mruklik Barbara. Andrzej Wajda. Warszawa, 1969; Andrzej Wajda. Hanser verlag, 1980; Andrzej Wajda. Warszawa, 1996.