katalog-rejisserov.gif

Вендерс Вим

 ВИМ ВЕНДЕРС (Wenders Wim). Немецкий кинорежиссер, кинокритик, сценарист. Родился 14 августа 1945 г. в Дюссельдорфе в семье врача. Следуя семейной традиции, поступил на медицинский факультет, параллельно изучал психологию и социологию. Однако когда в 1967 г. в Мюнхене открылась Высшая школа кино и телевидения, без раздумий стал ее студентом. По окончании школы снял дипломную ленту "Лето в городе" (1970).

 В 1971 г. дебютировал в большом кино фильмом "Страх вратаря перед одиннадцатиметровым" по одноименной повести П. Хандке. В ней исследовалась агрессивная реакция человека на произошедшие в его жизни неблагоприятные изменения. Хотя фильм бесспорно удался, сама атмосфера пристального любопытства к личности агонизирующего убийцы не характерна для произведений В., как правило, пронизанных теплом и человеческим взаимопониманием. Еще дальше от кардинальной линии творчества режиссера оказалась "Алая буква" (1972) — экранизация знаменитого романа Натаниэля Готорна. Тогда-то В. и дал клятвенное обещание снимать только тс фильмы, которые "возникают безо всякого принуждения, отражая его личные переживания на данный отрезок времени". Именно таким, "возникшим безо всякого принуждения" фильмом стала "Алиса в городах" (1973), с которой и началась настоящая биография Вима Вендерса в кино. В нью-йоркском аэропорту немецкий журналист Фил Винтер знакомится с молодой женщиной, которая просит приглядеть за ее девятилетней дочкой Алисой, направляющейся к бабушке в Германию. Хмурый, переживающий глубокую депрессию мужчина почти насильственно принуждается к общению с маленькой девочкой, отличающейся повышенным интересом к окружающему миру. И постепенно в этом общении Фил Винтер обретает целительную силу, которая помогает ему отрешиться от пессимистического взгляда на жизнь.

 Мотив сближения двух людей, которые сталкиваются случайно, но становятся попросту необходимы друг другу, лежит и в основе фильмов "С течением времени" и "Ложное движение". Сделав героем "С течением времени" странствующего по Германии киномеханика, В. вложил в его уста собственные раздумья о судьбах кино в немецкой провинции.

  Широкую международную известность принес В. фильм "Американский друг", экранизация романа Патриции Хайсмит "Игры Рипли". Герой фильма гамбургский краснодеревщик Джонатан медленно умирает от неизлечимой болезни крови. В своей мастерской он знакомится с американцем Томом Рипли. Видя отчаянное положение Джонатана, остро нуждающегося в деньгах, тот предлагает ему поправить дела одним-единственным выстрелом — т.е. убить человека. Так скромный ремесленник оказывается втянутым в интриги международной мафии. Отправив на тот свет несколько мафиози, герой, в конце концов, умирает от приступа своей болезни. Какой бы напряженной ни была детективная интрига картины, на первый план здесь выходят сложные психологические связи между героями и их не менее сложные взаимоотношения с городом и со средой.

 Вышедший  в международный прокат "Американский друг" заинтересовал Фрэнсиса Ф. Копполу, пробовавшего себя в роли продюсера и решившего поручить В. постановку картины о популярном в Америке писателе Дэшиле Хэммете. В фильме воспроизводится один — вымышленный — эпизод из жизни писателя, бывшего по совместительству и частным сыщиком. Расследуя убийство китайской девушки, тот вскрывает факты коррупции и преступлений в правящей верхушке Сан-Франциско. На воплощение этого сюжета было потрачено четыре года, в течение которых стало ясно, что представитель авторского кино Европы и воспитанник Голливуда придерживаются диаметрально противоположных воззрений на сущность кинематографа. В. неоднократно порывался прервать контракт, однако все же довел дело до конца, создав незаурядное произведение. О своих переживаниях, связанных с постановкой "Хэммета", он рассказал в фильме "Положение вещей" (1981), который принес ему главный приз венецианского кинофестиваля. Картина насыщена размышлениями о сущности кино как искусства, о цвете, о роли продюсера — обо всем том, что занимало В. во время работы над "Хэмметом". Однако картина не замыкается в узко кинематографической проблематике. Она звучит как обвинение американскому образу жизни, с каждым годом становящемуся все более брутальным. Сходные интонации звучат и в документальной ленте "Фильм о Нике — Молния над водой" (1980), посвященной творчеству голливудского бунтаря Николаса Рея.

 Свой  четвертый американский фильм "Париж, Техас" Вим Вендерс решил снимать как независимый режиссер, дабы больше не подвергаться унизительному контролю со стороны продюсеров. Получилась великолепная притча о ценностях подлинных и мнимых, о связи человека со своими корнями, которая помогает ему выстоять в борьбе с безжалостным временем. Потеряв жену и ребенка, герой фильма Тревес исступленно стремится туда, где началась его жизнь — в маленький городок Париж на краю безбрежной техасской пустыни. Это путешествие исцеляет его, помогает найти правильную ноту в сложных отношениях с непокорной женой. За этот фильм В. получил "Золотую пальмовую ветвь" МКФ в Каннах.

  Пребывание  в Америке в целом оказалось для В. чрезвычайно удачным. Оно дисциплинировало его мышление и сделало фигурой международного масштаба. Однако сам режиссер почел за лучшее вернуться на родину. Вскоре после его возвращения появился фильм с символическим названием "Небо над Берлином" (1987). Это — история двух ангелов, приходящих в близкое соприкосновение с миром людей. Один опекает престарелого историка, "Гомера нашего времени", другой — оберегает от падения с трапеции грустную гимнастку, мечтающую встретить верного возлюбленного. В фильме В. смешаны детские фантазии и философские раздумья о смысле существования, вымысел и правда, горечь и ирония, печаль и радость. Незабываем образ Берлина, показанного с высоты птичьего полета. Поразительны лица берлинцев, заставляющие вспомнить знаменитую портретную галерею немецкого фотографа Августа Зандера, трогательны их истории, слагающиеся в выразительную картину жизни накануне краха Берлинской стены и объединения двух Германий. Этот фильм был отмечен призом за режиссуру Каннского кинофестиваля.

  Вторая  половина 80-х гг. стала для Вима Вендерса временем триумфа, и сам он превратился в культовую фигуру мирового кино. Однако в 90-е гг. в творчестве режиссера обнаружился явный спад. Далеко не столь удачным оказалось продолжение фильма об ангелах (1993), рассказывающее о земной жизни "очеловечившегося ангела" Дамиана. Откровенным провалом завершилась постановка ленты "Вплоть до конца света" (1991). О том, что В. испытывает трудности с поиском новых тем и сюжетов, свидетельствовал фильм "Лиссабонская история", тяготеющий к стилистике его ранних работ. Кроме того. В. помог итальянскому режиссеру Антониони реализовать его замысел "За облаками". Как попытку вырваться из круга неудач следует рассматривать отъезд В. за океан.

 Он  приехал в Америку, чтобы реализовать замысел фильма "Отель в миллион долларов". Поскольку его самый дорогой фильм "Вплоть до конца света" закончился финансовым провалом, продюсеры опасались иметь с ним дело. Хотя в распоряжении В. имелись всего 5 миллионов долларов, смехотворная по нынешним временам сумма — его не оставляло желание снять современный по тематике и стилистике фильм. Так появилась идея картины о насилии в Лос-Анджелесе ("Конец насилию"). Его герой компьютерщик Рей Беринг лучше других знает, как страдают от него живущие в городе люди. Он спроектировал особую систему, которая должна помочь победить это зло. Рей — родной брат ангелов из "Неба над Берлином", грустный, измотанный работой и хроническим недосыпанием человек. Правда, в отличие от них он не бессмертен. Когда работа будет закончена, хозяева просто уничтожат его и воспользуются системой в своих целях. В сущности, "Конец насилию" представляет собой в целом удачную попытку европейского режиссера окультурить такой жестокий жанр современного кино, как триллер. Вопрос заключается в том, нуждается ли он в окультуривании? Более бесспорным оказался фильм "Буэна Виста Сошл клаб", в котором режиссер со свойственной ему теплотой рассказал о кубинском ансамбле музыкантов-ветеранов, возглавляемых Раем Кудером. Музыка всегда играла существенную роль в структуре фильмов В., и нет ничего удивительного в том, что для ее создателей у него нашлось много прекрасных слов и образов.

 На  протяжении двух десятилетий Вим Вендерс остается одной из значимых фигур современного кинопроцесса. Кино для него — не работа, не бизнес и даже не увлечение, а сама жизнь. Не расставаться с камерой, находить и запечатлевать на пленке мгновения жизни — такой была и остается творческая установка режиссера. Вот почему его фильмы, хотя в них используются схожие сюжетные схемы, не утрачивают ощущения новизны. В. не только снимает фильмы, но чрезвычайно успешно работает как критик, фотограф и эссеист.

Г. Краснова 

  Фильмография: "Лето и городе" (Summer in the City), 1970; "Страх вратаря перед одиннадцатиметровым" (Die Angst des Tormanns beim Elfmeter), 1971; "Алая буква" (Der scharlachroten Buchstabe), 1972; "Алиса в городах" (Alice in den Staedten), 1973; "Из семейства панцирных" (Aus dcr Familie der Panzerechsen, тв), "Ложное движение" (Falsche Bewegung),o6a—1974; "С течением времени" (lm Lauf der Zeit). 1975; "Американский друг" (Der amerikanische Freund), 1977; "Фильм о Нике — Молния над водой" (Nick's Film — Lightning over water), 1980; "Положение вещей" (Der Stand der Dinge), 1981; "Хэммет" (Hammett), 1982; "Париж, Техас" (Paris, Texas), 1984; "Токио-га" (Tokyo-ga. док.), 1985; "Небо над Берлином" (Der himmel ueber Berlin), 1987; "Заметки по поводу одежды и городов" (Aufzeichnung zu Kleidern und Staedten, док.), 1989; "Вплоть до конца света" (Bis ans Ende der Welt), I99I; "Так далеко, так близко" (In weiter Ferne, so nah!), 1993; "Лисcабонская история" (Lisbon Story), 1994; "Братья Складановские" (Die Brueder Skladanowsky), 1994; "За облаками" (Jenseits der Wolken), 1995; "Конец насилию" (The End of Violence), 1997; "Буэна Виста Сошл Клаб" (Buena Vista Social Club), 1999. Сочинения: Winders W. Tokyo-ga. Berlin, 1986; Wenders W. Emotion Pictures. Fr. am Main, 1986; Wenders W. Die Logik cler Bilder. Fr. am Main, 1987; Wenders W The Act of Seeing. Fr. am Main, 1992.  

  Библиография: Краснова Г. Кино ФРГ. М., 1987; Buchka P. Augcn kann man nicht kaufen. Fr. am Main, 1985; Kuenzel U. Wim Wonders. Freiburg, 1988; Ranch R. Wim Wenders und seine Filme. Muenchen, 1990; Beicken P. The Films of Wim Wenders. Cambridge, 1993; Cook R. The cinema of Wim Wenders. Detroit, 1997.