katalog-rejisserov.gif

Висконти Лукино

 ЛУКИНО  ВИСКОНТИ (Visconti Lucliino). Настоящее имя Висконти ди Модроне (Visconti di Modrone). Итальянский режиссер. Родился 2 ноября 1906 г. в Милане, умер 17 марта 1976 г. в Риме. Лукино Висконти происходит из старинного аристократического рода.

 Свою  кинематографическую деятельность Висконти начал в 1936 г. во Франции как ассистент Ж. Ренуара в фильме "Загородная прогулка". Его первый фильм "Одержимость" (по роману Дж. Кейна "Почтальон всегда звонит дважды") в истории кино принято считать одним из лучших дебютов и провозвестником неореализма, поскольку в нем были изображены безрадостная, нищая Италия простолюдинов как противовес парадной фальшивой показухе фашизма и человеческие страсти как выражение внутренней силы, не подвластной никакому режиму. Сам В., вернувшись в Италию, примкнул к движению Сопротивления и даже вступил в ИКП, был арестован гестапо, сидел в камере смертников и чудом избежал казни. Первая его послевоенная картина "Земля дрожит" (по роману Дж. Верги "Семья Малаволья"), следуя неореалистическому принципу документализма, стала образцом высокого искусства. В последующих работах "Самая красивая" и новелле "Анна Маньяни" из фильма "Мы — женщины" В. все еще вписывается в неореалистическую систему координат: это и живая жизнь простых людей, правдивые реалии современного быта, ритм города и человеческие страсти, но уже в следующем фильме "Чувство" (по роману К. Бойто) делает резкий поворот, уходит в историю, с одной стороны, и декларирует живописность формы — с другой. После этой мелодрамы, вызывавшей жаркие споры (в итальянском языке melodrama прежде всего означает "опера"), В. на несколько лет уходит в театр, где ставит Шекспира и Чехова, Кокто и Уильямса, оперы Доницетти, Верди, Штрауса. Но даже вернувшись в кино, чтобы экранизировать "Белые ночи" Достоевского, он заботится прежде всего о декоре, о постановочной стороне, о форме.

 В 1960 г. В. поставил современный фильм "Рокко и его братья" (по роману Дж. Тестори "Мост Гизольфы", спец. пр. МКФ в Венеции, 1960) о внутренней эмиграции, о выходцах с юга. пытающихся приспособить свою патриархальную мораль к циничным законам большого города и терпящих фиаско. Начиная с "Рокко" форма семейного романа становится доминирующей в творчестве В. Как правило, традиционные для семейного романа зрелищность, повествовательность и многоплановость нужны были В., чтобы поразмышлять над темой поколений, традиций, смены исторических эпох и нравственных ценностей. Но главная его тема — красота, гармоническая или дисгармоническая, неизменно присутствует во всем: в пейзажах, интерьерах, людях, костюмах. "Леопард", романтическая фреска из эпохи Рисорджименто, "Гибель богов", трагедия распада семьи немецких промышленников, равная по масштабу и силе воздействия греческим трагедиям, "Туманные звезды Большой Медведицы", более локальный вариант саги, рассказывающей не просто о распаде семьи, но о конце рода, усиленный мифологическими реминисценциями и символикой.

 Фильмы 70-х гг. продолжают и развивают тематическую доминанту творчества В. и могут рассматриваться как единый цикл, связанный внутренней общностью нравственно-философской проблематики и единством стиля. "Смерть в Венеции", "Людвиг", "Невинный"... Многие критики называли эти картины "поиском утраченного времени" и "утраченной красоты". В. и в самом деле отдаляется от современной действительности, становится певцом одиночества, поражения, прощания. И все же, словно отвечая на упреки критиков, режиссер снимает современный фильм-завещание "Семейный портрет в интерьере", где "жизнь предстает как поле боя, где сталкиваются молодость и старость. Молодые с их обаянием, жизненной силой, безрассудством, с их упрямым нежеланием верить... И старики — лишенные иллюзий, замкнутые в воспоминаниях, гордые своей опытностью и культурой..." (Л. Висконти) На склоне лет В. рассказывал о людях, потерпевших поражение, полагая, что судьбы их печальны и поучительны.

Л. Алова 

Филъмография: "Одержимость" (Ossesione), 1942; "Дни славы" (Giorni di gloria), 1945; "Земля дрожит" (La terra trema), 1948; "Заметки о происшествии" (Appunti su un fatto di cronaca), "Самая красивая" (Belissima), оба — 1951; "Мы — женщины", новелла "Анна Маньяни" (Siamo donne, l'episodio Anna Magnani), 1953; "Чувство" (Senso), 1954; "Белые ночи" (Le notti bianche), 1957; "Рокко и его братья" (Rocco e I suoi fratelli), I960; "Боккаччо-70", новелла "Работа" (Boccaccio-70, l'episodio II lavoro), 1962; "Леопард" (Il Gattopardo), 1963; "Туманные звезды Большой Медведицы" (Vaghe stelle del l'Orsa), 1965; "Колдуньи"/ "Ведьмы", новелла "Ведьма, сожженная заживо" (Le streghe, l'episodio La Strega bruciata viva), 1966; "Посторонний" (Lo straniero), 1967; " Гибель богов" (La caduta degli dei), 1969; "Смерть в Венеции" (Morte a Venezia), 1971; "Людвиг" (Ludwig), 1973; "Семейный портрет в интерьере" (Gruppo di f'amiglia in un interno), 1974; "Невинный" (L'innocente), 1976. 

Библиография: Соловьева И. Кино Италии. М.: Искусство, 1960; Висконти о Висконти. М.: Радуга, 1991; Кино Италии: Неореализм. М.: Искусство, 1989; Козлов Л. Лукино Висконти и его кинематограф. М.: ВБПСК, 1987; Rondolino G. Visconti. Utet, Torino, 1981; Servadio G.. Luchino Visconti. Mondadori, Milano. 1980; Micciche I.. Visconti e Ie sue ragioni. // Morte a Venezia. Cappelli, Bologna, 1971; Lizzani С Il cinema italiano 1895—1979. Editori riuniti, Roma, 1979.