ЛУКИНО
ВИСКОНТИ (Visconti Lucliino).
Настоящее имя Висконти ди Модроне (Visconti
di Modrone). Итальянский режиссер. Родился
2 ноября 1906 г. в Милане, умер 17 марта 1976
г. в Риме. Лукино Висконти происходит
из старинного аристократического рода.
Свою
кинематографическую деятельность Висконти
начал в 1936 г. во Франции как ассистент
Ж. Ренуара в фильме "Загородная прогулка".
Его первый фильм "Одержимость" (по
роману Дж. Кейна "Почтальон всегда
звонит дважды") в истории кино принято
считать одним из лучших дебютов и провозвестником
неореализма, поскольку в нем были изображены
безрадостная, нищая Италия простолюдинов
как противовес парадной фальшивой показухе
фашизма и человеческие страсти как выражение
внутренней силы, не подвластной никакому
режиму. Сам В., вернувшись в Италию, примкнул
к движению Сопротивления и даже вступил
в ИКП, был арестован гестапо, сидел в камере
смертников и чудом избежал казни. Первая
его послевоенная картина "Земля дрожит"
(по роману Дж. Верги "Семья Малаволья"),
следуя неореалистическому принципу документализма,
стала образцом высокого искусства. В
последующих работах "Самая красивая"
и новелле "Анна Маньяни" из фильма
"Мы — женщины" В. все еще вписывается
в неореалистическую систему координат:
это и живая жизнь простых людей, правдивые
реалии современного быта, ритм города
и человеческие страсти, но уже в следующем
фильме "Чувство" (по роману К. Бойто)
делает резкий поворот, уходит в историю,
с одной стороны, и декларирует живописность
формы — с другой. После этой мелодрамы,
вызывавшей жаркие споры (в итальянском
языке melodrama прежде всего означает "опера"),
В. на несколько лет уходит в театр, где
ставит Шекспира и Чехова, Кокто и Уильямса,
оперы Доницетти, Верди, Штрауса. Но даже
вернувшись в кино, чтобы экранизировать
"Белые ночи" Достоевского, он заботится
прежде всего о декоре, о постановочной
стороне, о форме.
В 1960
г. В. поставил современный фильм "Рокко
и его братья" (по роману Дж. Тестори
"Мост Гизольфы", спец. пр. МКФ в Венеции,
1960) о внутренней эмиграции, о выходцах
с юга. пытающихся приспособить свою патриархальную
мораль к циничным законам большого города
и терпящих фиаско. Начиная с "Рокко"
форма семейного романа становится доминирующей
в творчестве В. Как правило, традиционные
для семейного романа зрелищность, повествовательность
и многоплановость нужны были В., чтобы
поразмышлять над темой поколений, традиций,
смены исторических эпох и нравственных
ценностей. Но главная его тема — красота,
гармоническая или дисгармоническая,
неизменно присутствует во всем: в пейзажах,
интерьерах, людях, костюмах. "Леопард",
романтическая фреска из эпохи Рисорджименто,
"Гибель богов", трагедия распада
семьи немецких промышленников, равная
по масштабу и силе воздействия греческим
трагедиям, "Туманные звезды Большой
Медведицы", более локальный вариант
саги, рассказывающей не просто о распаде
семьи, но о конце рода, усиленный мифологическими
реминисценциями и символикой.
Фильмы
70-х гг. продолжают и развивают тематическую
доминанту творчества В. и могут рассматриваться
как единый цикл, связанный внутренней
общностью нравственно-философской проблематики
и единством стиля. "Смерть в Венеции",
"Людвиг", "Невинный"... Многие
критики называли эти картины "поиском
утраченного времени" и "утраченной
красоты". В. и в самом деле отдаляется
от современной действительности, становится
певцом одиночества, поражения, прощания.
И все же, словно отвечая на упреки критиков,
режиссер снимает современный фильм-завещание
"Семейный портрет в интерьере", где
"жизнь предстает как поле боя, где сталкиваются
молодость и старость. Молодые с их обаянием,
жизненной силой, безрассудством, с их
упрямым нежеланием верить... И старики
— лишенные иллюзий, замкнутые в воспоминаниях,
гордые своей опытностью и культурой..."
(Л. Висконти) На склоне лет В. рассказывал
о людях, потерпевших поражение, полагая,
что судьбы их печальны и поучительны.
Л. Алова
Филъмография:
"Одержимость" (Ossesione), 1942; "Дни славы"
(Giorni di gloria), 1945; "Земля дрожит" (La terra
trema), 1948; "Заметки о происшествии"
(Appunti su un fatto di cronaca), "Самая красивая"
(Belissima), оба — 1951; "Мы — женщины", новелла
"Анна Маньяни" (Siamo donne, l'episodio Anna Magnani),
1953; "Чувство" (Senso), 1954; "Белые ночи"
(Le notti bianche), 1957; "Рокко и его братья"
(Rocco e I suoi fratelli), I960; "Боккаччо-70", новелла
"Работа" (Boccaccio-70, l'episodio II lavoro), 1962;
"Леопард" (Il Gattopardo), 1963; "Туманные
звезды Большой Медведицы" (Vaghe stelle del
l'Orsa), 1965; "Колдуньи"/ "Ведьмы",
новелла "Ведьма, сожженная заживо"
(Le streghe, l'episodio La Strega bruciata viva), 1966; "Посторонний"
(Lo straniero), 1967; " Гибель богов" (La caduta
degli dei), 1969; "Смерть в Венеции" (Morte
a Venezia), 1971; "Людвиг" (Ludwig),
1973; "Семейный портрет в интерьере"
(Gruppo di f'amiglia in un interno), 1974; "Невинный"
(L'innocente), 1976.
Библиография:
Соловьева И. Кино Италии. М.: Искусство,
1960; Висконти о Висконти. М.: Радуга, 1991;
Кино Италии: Неореализм. М.: Искусство,
1989; Козлов Л. Лукино Висконти и его кинематограф.
М.: ВБПСК, 1987; Rondolino G. Visconti. Utet, Torino, 1981; Servadio
G.. Luchino Visconti. Mondadori, Milano. 1980; Micciche I.. Visconti
e Ie sue ragioni. // Morte a Venezia. Cappelli, Bologna, 1971; Lizzani
С Il cinema italiano 1895—1979. Editori riuniti, Roma, 1979.